Особенности конструкции стартера

Новая тема Тема закрыта
Директор
Регистрация: 22.11.2009
Сообщения: 1117
Авто: ВАЗ-2113
Откуда: Москва

Руководство по ремонту и эксплуатации - Электрооборудование - Особенности конструкции стартера


На автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 могут быть установлены стартеры 29.3708, 423.3708 или 5712.3708. Все три стартера представляют собой электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением и с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле. Установочные размеры стартеров одинаковы - различия в устройстве коллекторного узла и привода.

У стартера 29.3708 коллектор торцового типа, у стартера 423.3708 - цилиндрический, в остальном стартеры практически одинаковы. Стартер 5712.3708 имеет в приводе планетарный редуктор. Основное отличие этих стартеров от применяемых на других автомобилях традиционных стартеров в отсутствии опоры конца вала якоря в крышке со стороны привода. Опорой конца вала служит втулка, запрессованная в картер сцепления.

На большинство автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 устанавливают стартеры 29.3708 и 423.3708. Поскольку приемы снятия-установки и во многом ремонта для всех стартеров одинаковы, в данном разделе будет рассмотрен ремонт только стартера 423.3708.

Техническая характеристика стартера 29.3708 (423.3708)

Номинальная мощность, кВт | 1,3
Потребляемая сила тока при максимальной мощности, не более, А | 260
Потребляемая сила тока в заторможенном состоянии, не более, А | 500
Потребляемая сила тока на холостом ходу, без реле, не более, А | 60

В корпусе стартера 16 (рис. 9.11) закреплены четыре полюса 17 с обмотками возбуждения, три обмотки стартера сериесные и одна обмотка шунтовая. Корпус 16 и крышки б и 14 стянуты двумя болтами (у стартера 423.3708 - шпильками). Якорь 18 имеет торцовый (цилиндрический у стартера 423.3708) коллектор 12. Задний конец вала якоря вращается в металлокерамической втулке, запрессованной в крышку 14, а передний конец - во втулке, запрессованной в картере сцепления.

Техническая характеристика стартера 5712.3708

Номинальная мощность, кВт | 1,55
Потребляемая сила тока при максимальной мощности, не более, А | 375
Потребляемая сила тока в заторможенном состоянии, не более, А | 700
Потребляемая сила тока на холостом ходу, без реле, не более, А | 80

К стальному корпусу стартера прикреплены полюса 3 (рис. 9.12), представляющие собой постоянные магниты. Вал 32 якоря вращается в двух металлокерамических втулках, установленных в крышке 1 со стороны коллектора и в опоре 5 вала. Вращение от вала якоря передается на вал 11 привода через планетарный редуктор, состоящий из сателлитов 6, ведущей шестерни 7, водила 8 и солнечного колеса 9. На валу привода стартера установлена обгонная муфта 14 с шестерней 13 привода. К корпусу стартера прикреплено тяговое реле 27.

Схема соединений стартера показана на рис. 9.13. При включении стартера напряжение от аккумуляторной батареи через вспомогательное реле 5 типа 113-3747-10 подается на обе обмотки тягового реле стартера (втягивающую (а) и удерживающую (б)). После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Иногда владельцы автомобилей ваз 2108, ваз 2109 или вазовской «классики», заменив статор стартера при ремонте своими силами, с изумлением обнаруживают, что ротор стартера начал вращаться в обратную сторону. Дело в том, что при абсолютном внешнем сходстве статоров моделей ваз 2106 и ваз 2108 их обмотки имеют противоположное направление навивки, так как стартеры на этих машинах расположены с разных сторон двигателя. Поэтому при покупке статора обязательно обращайте внимание на маркировку его корпуса.


стартер 29.3708 - автомобили ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

Рис. 9.11. Стартер 29.3708 - автомобили ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 (стартер 423.3708 имеет аналогичную конструкцию, но коллектор цилиндрический, а рычаг привода стальной):

1 - ограничительное кольцо; 2 - шестерня привода; 3 - ролик обгонной муфты; 4 - обгонная муфта; 5 - рычаг привода; 6 - крышка стартера со стороны привода; 7 - якорь реле; 8 - обмотка реле; 9 - контактная пластина; 10 - крышка реле; 11 - контактные болты; 12 - коллектор; 13 - щетка; 14 - крышка стартера со стороны коллектора; 15 - кожух; 16 – корпус стартера; 17 - полюс статора; 18 - якорь; 19 - поводковое кольцо.

стартер 5712.3708 - автомобили ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

Рис. 9.12. Стартер 5712.3708 - автомобили ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:

1 - крышка стартера со стороны коллектора; 2 - коллектор; 3 - полюс статора (постоянный магнит); 4 - сердечник якоря; 5 - опора вала якоря; 6 - сателлит; 7 - ведущая (центральная) шестерня; 8 - водило; 9 - солнечное колесо; 10 - поводковое кольцо; 11 - вал привода; 12 - ограничительное кольцо хода шестерни; 13 - шестерня привода; 14 - обгонная муфта; 15 - опора вала привода; 16 - ось сателлита; 17 - прокладка; 18 - кронштейн рычага; 19 - рычаг привода; 20 - крышка стартера со стороны привода; 21 - якорь тягового реле; 22 - втягивающая обмотка реле; 23 - удерживающая обмотка реле; 24 - шток тягового реле; 25 - сердечник тягового реле; 26 - контактная пластина; 27 - тяговое реле; 28 - контактные болты; 29 - скоба; 30 - щеткодержатель; 31 - изолированная щетка; 32 - вал якоря.

схема соединений стартера автомобили ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

Рис. 9.13. Схема соединений стартера автомобили ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:

А - втягивающая обмотка; Б - удерживающая обмотка 1 - стартер; 2 - аккумуляторная батарея; 3 - генератор; 4 - монтажный блок; 5 - реле включения стартера; 6 - замок зажигания.

Цитата